Материалы для занятий
Этот проект направлен на расширение кругозора детей о пользе и вреде муравьев, развитию поисковой деятельности, воспитанию бережного отношения к природе.
Продолжительность проекта : 1 месяц (с 15 июля по 15 августа)
Наверно найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.
1. Развивать познавательный интерес к миру муравьев, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни муравьев, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил» и создание собственного мультфильма.
Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
- Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу) .
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме.
- Познавательные беседы по теме.
Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.
- Просмотр мультфильмов по мотивам В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и басни И.Крылова «Стрекоза и муравей» .
- Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»
- Ситуативная беседа по теме
- Устные сообщения детей о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- — Творческие игры с игрушками и муляжами насекомыми.
- — Игры по сюжетам мультфильмов (с использованием игрушек главных персонажей мультсериалов)
Чтение художественной литературы
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравьях.
К. Ушинский «Капустная белянка»
В. Бианки «Муравейник зашевелился»
Н. Сладков «Муравей и сороконожка»
«Сказка о лягушке и муравьях»
Л. Н. Толстой «О муравьях»
И. Соколов-Микитов «Муравьи»
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Н. Гали «Муравьиные истории»
А.В. Митяев «Муравей и космонавт»
В.Брагин «Как муравьишка домой спешил»
— подвижные игры «Медведь и пчелы» , «Муравьи и муравейник» , «Муравей и дождик »
Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Почему нужно беречь природу».
- Мультипликационный мультфильм к сказке «Лягушка и муравьи».
Цель: познакомить родителей детей дошкольного возраста медиаграмотностью, которая позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода – любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. (см.приложение № 2). - Устное фольклорное творчество по придумыванию семейных частушек про муравьев (приложение № 3).
- Наблюдение за муравьями с родителями в разных местах и в разное время за муравьями.

Муравьиною тропой Сценарий тематической прогулки на участке ДОУ
- Совместный досуг с родителями «Слава муравью! Слава труженику!», на котором подвели итоги работы по проекту. Уточнили и систематизировали знания детей о муравьях и других насекомых (приложение № 5). Развивающие игры, сделанные своими руками (см. приложение № 6).
У муравьев ведь строго только солнышко на закат, все домой бегут.
«Дом для муравья» НОД с детьми старшей группы
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к насекомым.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил», рассматривание иллюстраций, фотографий о жизни насекомых.
- презентация
- аудиозапись ветра
- 2 числовых пазла
- картинки с муравьями
- листы с изображением лесной полянки по количеству детей
- пачка чая (для изготовления муравейника)
- клей ПВА
- кисточки.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и постарайтесь её отгадать.
Есть у ребят
Зелёный друг,
Весёлый друг.
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Воспитатель: Правильно. А хотите побывать в лесу? Хорошо, а отнесёт нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь, глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.
Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают ягоды.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Что, нечего не видно?
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд.
Воспитатель: Ребята, а комар, бабочка, пчела, кузнечик- это кто?
Воспитатель: А какие насекомые ещё живут в лесу, как вы думаете?
Воспитатель: Молодцы, вы назвали много насекомых. А на нашей полянке есть ещё лесной житель, а какой, вы узнаете, сложив числовой пазл.
(Дети собирают разрезную картинку с изображением муравья.)
Муравей- это животное или насекомое? Почему муравей – насекомое?
Воспитатель: Давайте рассмотрим муравья. Слайд 4.
Воспитатель: А где живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?
Воспитатель: Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Его муравьи строят из веточек, соломинок, песка, хвои. Дом очень прочный, спасает от ветра и холода.
Игра «Разложи картинки по порядку»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все картинки на столе перемешались, разложите их правильно, от рождения до взрослого муравья.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?
Воспитатель: Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых: жуков, гусениц, бабочек. Можно сказать, что муравьи – защитники леса. А ещё они питаются семена трав, грибами, зернами. Слайд 7.

Муравей из бумаги Мастер-класс по изготовлению
Воспитатель Конечно, им очень сложно, у них на это уходит очень много времени и сил.
«Муравьиною тропой» Сценарий тематической прогулки на участке ДОУ
Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника.
Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять правила поведения в лесу
Фигурки муравьев: фуражир, солдат, строитель, «заколдованный муравей»; макет муравейник из гипса; экологический знак «Не разоряйте муравейники»;
детали для иготовления муравьев (пенопластовые шарики, проволока, упаковки откиндер сюрпризов, глаза)
Чтение и обсуждение произведения В.Бианки «Приключениямуравьишки»,
просмотр и обсуждение мультфильма «Путешествие муравья».
При входе на участок видим игрушечную собаку с письмом в зубах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Собачка, интересно что же она нам принесла?
Воспитатель: Ребята, это письмо для вас. Хотите узнать, от кого оно?
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей.)
Воспитатель:Да, это письмо от муравья. Давайте почитаем!
«Дорогие ребята группы «Ромашка», как хорошо, что вы вышли на прогулку. Я простой муравей, злой паук заколдовал меня, превратил в невиданное насекомое, и меня не узнают мои братья- муравьи и не пускают в наш дом. Помогите мне избавиться от чар. Чтоб найти меня, пройдите по порядку по дорожке из камней.» Ребята, поможем муравьишке?
Воспитатель:Давайте вспомним, что мы знаем о муравьях. Поиграем в игру «Да-Нет».
Воспитатель:Молодцы, давайте обобщим: Муравей — маленькое насекомое, у него шесть лапок, живет в муравейнике. А еще у него, как и у всех насекомых, тело разделено на части, у муравья их три:голова, грудь, брюшко. Пойдем искать муравья. Какая первая цифра?
Воспитатель:Нашли камушек с цифрой один? (рядом с цифрой сидит муравей)
Воспитатель: Смотрите ребята, кто это у нас тут?
Воспитатель: Давайте проверим: шесть лапок, усики-антенны, тело, разделенное на три части (голова, грудь, брюшко). Точно, муравей. Ребята, этот муравей мне на ушко сказал, что он муравей- «фуражир».Оказывается, в муравейнике у каждого жителя есть своя профессия. Что же делает муравей с такой интересной профессией «фуражир»?(предположения детей)
Воспитатель:Фураж –это зерно, которым кормят животных. (ответы детей)
Воспитатель: Еще эту профессию можно назвать муравей-добытчик. Он приносит в муравейник еду. А что же едят муравьи? (ответы детей)
Воспитатель: Да, муравьи едят плоды, семена трав,сок растений, грибы и других насекомых. Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему. (ответы детей). Да, они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Пусть муравей –фуражир продолжает свою работу, а мы пойдем дальше, какая у нас следующая цифра?

Дом для муравья» НОД с детьми старшей группы
А ещё муравьёв называют самыми сильными существами на нашей планете.
Как сделать забавного муравья на палочке
Поделки из бумаги и картона
Мастер-класс посвящен изготовлению забавной игрушки – муравей из бумаги на палочке. Его можно приводить в движение, просто вращая деревянной шпажкой, на которой он закреплен.
Сначала отрезаем от листа черной бумаги полоску размером 27х7 см.
Склеиваем ее края, получаем кольцо. Это будет основная заготовка для туловища муравья.
Потом вырезаем еще 2 полоски размером 5х12 см и 6х20 см. Из них будем делать меньшую часть туловища и голову.
Теперь приступим к сборке поделки. Дополнительно требуется вырезать полоску 5х14 см. На нее начинаем приклеивать детали. Сначала фиксируем голову.
После этого приклеиваем заготовки для туловища. Дополнительно соединяем все эти элементы между собой, используя клей ПВА.
Для лап муравья мы подготовили 6 полосок длиной 16 см, а шириной около 1 см.

Экологический проект Муравьишкин дом
Что же делает муравей с такой интересной профессией фуражир.